- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Статус беженца в международном праве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000173 |
Тема: | Статус беженца в международном праве |
Содержание
Курсовая работа на тему «Статус беженца в международном праве» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ БЕЖЕНЦЕВ 5 1.1. ИСТОЧНИКИ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ 5 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ 11 ГЛАВА 2. СТАТУС БЕЖЕНЦА В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 17 2.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ СТАТУСА БЕЖЕНЦА 17 2.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Глобальная проблема беженства имеет к настоящему моменту не слишком продолжительную, но очень насыщенную историю. Впервые проблема прав и необходимость в поддержке беженцев была осознана в первой половине XX века. Это было связано с событиями Первой мировой войны в Европе и Гражданской войны в России, вызвавшими массовые потоки вынужденной миграции. К сегодняшнему моменту география проблемы беженцев существенно расширилась, в основном за счет таких регионов как Африка и Азия. При этом обозначились и традиционные регионы-реципиенты потоков вынужденной миграции – страны Европейского Союза и США. А помимо географического расширения этой проблемы в современном мире происходит и количественный, и качественный рост этих потоков: все более разнообразными становятся причины таковых потоков (от религиозных и этнических притеснений до экологических проблем), к этим потокам все активнее примешиваются лица и группы, не имеющие реальных оснований для получения статуса беженца (как, по сути, обычные мигранты, стремящиеся к улучшению условий жизни так и криминальные элементы, осуществляющие торговлю людьми), наконец, периодические вспышки конфликтов в нестабильных регионах поддерживают в напряжении созданные первоначально на Западе механизмы защиты прав беженцев. В этих условиях особую актуальность приобретают международно-правовые нормы, регулирующие указанный механизм, занимающийся решением проблем вынужденных мигрантов, и особенно – определяющие содержание статуса беженца (т.е. определенный характер отношений между индивидом и государством, обусловленных статусами беженца и убежища) и основания для его присвоения и прекращения (т.е., по сути, фильтр, отсеивающий из потоков вынужденной миграции элементы, на самом деле не нуждающиеся в международно-правовой защите и поддержке). Цель исследования – дать характеристику международно-правового статуса беженца Задачи: 1) Рассмотреть источники права беженцев в современном международном праве 2) Изучить организационную структуру механизма международно-правовой защиты прав беженцев 3) Определить основания для получения и прекращения статуса беженца, заложенные в международном праве 4) Дать характеристику основных прав и обязанностей, вытекающих из международно-правового статуса беженца Объектом исследования является статус беженцев в современном международном праве Предметом исследования является правовые отношения, связанные со статусом беженца в современном международном праве При написании работы использовались следующие методы: сравнительно-правовой метод и метод системно-структурного анализа Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка литературы . ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ БЕЖЕНЦЕВ 1.1. ИСТОЧНИКИ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ Основным источником института прав беженцев являются международные договоры в форме конвенций и соглашений. Договорная база института прав беженцев включает конвенции и соглашения двух категорий: * непосредственно регулирующие статус беженцев; * касающиеся прав человека, но применимые к беженцам либо содержащие конкретные положения, определяющие их статус. Конвенции и соглашения, являющиеся непосредственными источниками права беженцев, в зависимости от территориальной сферы действия, подразделяются на универсальные и региональные. К универсальным соглашениям можно отнести Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев и Протокол этой Конвенции от 1967 г. В свою очередь, к региональным соглашениям – международные договоры, которые были заключены в рамках региональных международных организаций. Примерами региональных соглашений служат Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке (1969), Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959), Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (1980), Соглашение Совета Европы, касающиеся моряков-беженцев (1957) и Протокол к нему (1973), Соглашение Содружества Независимых Государств о помощи беженцам и переселенцам (1993) с Протоколом 1993 г., Дублинская конвенция 1990 г., Конвенция Европейского союза 1990 г. о применении Шенгенского соглашения 1985 г. Следует отметить и тот факт, что все региональные договоры, основывающиеся на единых положениях Конвенции 1951 г., имеют либо отличительные особенности в объяснении самого понятия «беженец» (Конвенция ОАЕ 1969 г., Соглашение СНГ 1993 г.), либо определяют конкретные вопросы, относящиеся к предоставлению убежища и возможности пересечения границы (Соглашение Совета Европы и Конвенция Европейского союза). Что касается конвенций прав человека, применимые к беженцам, то они также в зависимости от территориальной сферы действия могут быть подразделены на конвенции универсального и регионального характера. К числу универсальных соглашений, утверждающих основные права человека, относятся: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., пакты о правах человека 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Региональные конвенции: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., Африканская хартия об основных правах 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. Результатом принятия и реализации вышеприведенных конвенций стало формирование системы международного права прав человека, релевантной международному механизму защиты прав беженцев, и состоящей в системе из следующих положений: неприемлемость пыток или жестокого бесчеловечного или унижающего достоинство обращения; запрет на ссылку, возвращение или выдачу какого-либо лица другому государству, если ему угрожает применение пыток; неприемлемость дискриминации на основе пола, религии, расы или языка; установление единых прав и ответственности всех лиц перед законом; свобода передвижений; свобода в выборе религии, свобода слова, свобода митингов, собраний и ассоциаций, право на создание семьи; право на получение образования; право на соблюдение процессуальных гарантий в период задержания и судебного разбирательства. Также действует ряд международных договоров (Конвенция о правах ребенка 1989 г., IV Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г.) в области прав человека, в которых прописаны специальные нормы касательно прав беженцев. Так, например, Конвенция о правах ребенка содержит положение, согласно которому государства должны содействовать усилиям ООН по защите ребенка-беженца и оказанию ему максимум помощи при поиске родителей или других членов его семьи, «с учетом того, чтобы получить информацию, которая поможет такому ребенку снова воссоединиться со своей семьей. А в тех случаях, когда не удается разыскать родителей или других членов семьи, этому ребенку должна предоставляться точно такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции» (ст. 22) . Есть еще один вид источников – резолюции и иные акты органов международных организаций. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН можно разделить на две категории. Первая из них – резолюции обязательного характера, направленные на структурирование механизма международной защиты прав беженцев. Примером таких резолюций являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 319(IV) 1949 г. и 428(V) 1950 г., учредившие Управление Верховного комиссара по делам беженцев и одобрившие его Устав, серия резолюций Генеральной Ассамблеи, санкционирующих деятельность УВКБ ООН по оказанию помощи беженцам не входящим в Конвенцию (3143 (XXIII) 1973 г., 3755(ХХХ) 1975 г., 3541(ХХХV) 1980 г.). Второй категорией являются резолюции-рекомендации, затрагивающие разнообразные вопросы статуса беженцев и способствующие созданию международного обычая и процесса нормообразования в международном праве. Такие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН принимаются в основном в формах: * деклараций (Декларация о территориальном убежище 1967 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 г., Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений 1992 г.); * минимальных стандартов, принципов, правил в области отправления правосудия, обращения с задержанными и отбывающими тюремное заключение (Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. и др.). Нельзя обойти вниманием еще один класс документов международных органов, составляющий источниковую базу механизма международной защиты прав беженцев – заключения Исполнительного комитета Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Примерами таких заключений могут служить: № 8 (XXVII) — 1997 г. «Определение статуса беженцев», № 32 (XXXII) — 1981 г. «Защита лиц, ищущих убежища в ситуации массового притока», № 39 (XXXVI) — 1985 г. «Женщины-беженки и международная защита». Кроме того, эти заключения, при условии их одобрении Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социальным Советом могут послужить расширению компетенции УВКБ ООН. Следует иметь в виду, что, несмотря на отсутствие статуса нормативных актов, заключения Исполнительного комитета Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, они направлены на содействие в создании государствами национальных нормативных актов, касающихся статуса беженцев. Обратим также внимание на такой специфичный источник международно-правового статуса беженцев, как акты (регламенты (постановления) и директивы) Совета министров Европейского союза. Их особенность состоит в том, что, несмотря на международную природу этого органа, его документы имеют обязательную силу не только для государств-членов Союза, но и для населения этих государств. Таким образом, акты Совета министров ЕС в известной степени сочетают характеристики международных и государственных нормативных актов, что делает соответствующие акты, затрагивающие права беженцев, по сути, прямым источником указанных прав на территории Европейского союза (например, директива, определяющая минимальные стандарты приема лиц, ищущих убежища (2003); постановление Совета министров, устанавливающее критерии и механизмы определения государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища (2003) . Наконец, еще одним источником международного права беженцев являются решения международных судов, предусмотренных региональными конвенциями по правам человека (Европейской 1950 г. и Американской 1969 г.). Наибольшей результативностью в формировании права беженцев обладает наделенный толковательной функцией Европейский суд по правам человека. Так, Европейский суд по правам человека установил, что действие статьи 3 Конвенции ООН против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1984 г., запрещающей применение к любому лицу пыток, распространяется на ситуации, когда для кого-либо есть опасность подвергнуться пыткам вследствие высылки или принудительного возвращения. Европейский суд установил, что нарушением ст. 3 будет высылка подозреваемого в уголовном преступлении, для передачи его суду, если возможным итогом судебного разбирательства была бы высшая мера наказания (Сёринг против Соединенного Королевства). При этом суд рассуждал следующим образом: «Остается открытым вопрос, затрагивает ли выдача беглеца другому государству, где он может подвергнуться пыткам или другому виду бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, само по себе обязательство Договаривающегося государства в соответствии со статьей 3». Противоправность такого действия признается в статье 3 Конвенции ООН против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1984 г. Тот факт, что специальный договор подробно регламентирует конкретные обязательства, относящиеся к запрету пыток, не означает, что по существу сходные обязательства не присутствуют уже в общих положениях статьи 3 Европейской конвенции. В последующих решениях Суд пришел к выводу, что принцип, установленный по делу Сёринга и касающийся выдачи, тем более применим к высылке при рассмотрении дела лица, ищущего убежища, подвергнутого пыткам в стране его происхождения, которое добивалось того, чтобы остановить свою высылку из государства — участника Европейской конвенции (Круз Варас против Швеции). 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ Механизм международной защиты прав беженцев является частью более крупного механизма международной защиты прав человека. Данный механизм работает в следующих направлениях: 1) правотворчество – создание деклараций и конвенций, устанавливающие международные обязательства в сфере прав беженцев; 2) контроль – работа международных органов по контролю за соблюдением всеми государствами международных обязанностей по правам человека. Международные документы либо ориентируют государства на разработку законодательных норм, соответствующих конвенционным положениям, либо конкретизируют и детализируют принципы и критерии, на которые должны опираться в своей деятельности все государства. У беженцев нет защиты со стороны собственного государства, и это обуславливает растущую необходимость в защите прав беженцев со стороны международных организаций. Новые миграционные волны XXI века и опыт таковых волн в прошлом обусловили актуализацию международных стандартов в сфере прав человека, которые касаются миграционных процессов. В настоящий момент большинство государств унифицируют национальные правовые системы, применяя в качестве стандартов, регулирующих перемещения на своей территории, положения международных документов, касающихся прав на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах каждого государства, а также право искать убежище от преследования в других странах1. Можно выделить две категории международных органов, осуществляющих международную защиту прав беженцев: * международные органы по правам человека; * органы, созданные в рамках ООН специально для разрешения проблем беженцев и вынужденных переселенцев2. К первой категории относятся различные международные структуры, в задачи которых входит защита прав и свобод человека (Комиссия по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека) и помощь различным категориям населения (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО). Ключевое положение в структуре механизма защиты прав беженцев занимает созданное в 1949 г. Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. УВКБ ООН, согласно своему уставу, находится в подчинении Генеральной Ассамблеи ООН и Экономическому и Социальному Совету ООН (ЭКОСОС). Обязанности Верховного комиссара: * осуществлять международную защиту беженцев; * находить окончательное решение проблем беженцев посредством оказания помощи правительствам государств и частным организациям, подразумевающей в конечном итоге добровольную репатриацию беженцев и вынужденных переселенцев или их ассимиляцию. Существенным моментом является прописанный в Уставе аполитичный, гуманитарный и социальный характер деятельности УВКБ ООН (п. 2). Учреждение УВКБ было связано с конкретно-исторической проблемой 1,2 млн. европейских беженцев, оставшихся на территории различных государств в результате преследований, депортаций с территорий, подконтрольных нацистской Германии и военных действий в годы Второй мировой войны. Соответственно, целью учрежденного органа было решение этой проблемы, для чего определялся всего трехлетний срок его деятельности, после чего его судьбу должна была решить Генеральная Ассамблея. Однако в запланированные сроки УВКБ уложиться не смогло. К тому же проблема беженства в мире оказалась гораздо шире и сложнее. В результате срочный характер деятельности УВКБ ООН был снят3. На современном этапе развитие деятельности Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев состоит в расширении категорий вынужденных мигрантов, получающим международную защиту и поддержку Управления, а также в расширении и углублении уставных функций Управления. Так, на сегодняшний день УВКБ ООН в своей деятельности руководствуется дифференцированным подходом к регулированию миграционных потоков. Дело в том, что каналами убежища все чаще пользуются не только в целях получения защиты и помощи, гарантированными международно-правовым статусом беженца теми, кто действительно в этом нуждается, но и в целях просто выезда и пребывания в государстве, предоставляющем убежище, и даже в криминальных целях (контрабанда, торговля людьми). Такой дифференцированный подход предполагает тесное взаимодействие УВКБ ООН с различными международными структурами, государствами, неправительственными организациями для отсеивания категорий лиц, на самом деле не имеющих оснований для получения статуса беженца4. В рамках этого подхода Управление занимается выработкой основных принципов по отсеву, которые в последствие включаются в обучающий пакет для государств и организаций (неправительственных и межправительственных), способствует улучшению процедур сбора данных по связям между убежищем и миграцией, оказывает финансовую поддержку исследованиям, создает рабочие группы для анализа проблем, вопросов и выработки рекомендаций. Еще одним крайне существенных моментов в работе Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев является содействие более гармоничному распределению ответственности и издержек между различными субъектами защиты прав беженцев и создание условий для предоставления защиты и поддержки беженцев. Это особенно важно в контексте регионов наибольшей напряженности проблемы вынужденной миграции. Так, страны-источники и реципиенты таких миграционных потоков сегодня в большинстве своем являются наименее развитыми странами Африки и Азии. Причиной же такой вынужденной миграции в большинстве случаев является политическая нестабильность, вооруженные конфликты и экономические кризисы. В этих условиях такие кризисные государства не могут решить проблему беженцев самостоятельно. В соответствующих ситуациях УВКБ ООН предпринимает усилия по координации работы различных специализированных учреждений ООН (Международная организация труда) и неправительственных организаций (Мировая продовольственная программа) в сфере оказания продовольственной помощи и поиска стабильных источников средств существования и самообеспечения беженцев5. В рамках механизма международной защиты прав беженцев важную роль играют международные органы по защите прав человека, наделенные (в отличие от органов по правам беженцев) контрольной функцией. Международные органы по защите прав человека можно разделить на две группы: 1) внедоговорные, учрежденные в рамках ООН (Верховный комиссар ООН по правам человека, Совет по правам человека, Подкомиссия по содействию защите прав человека); 2) конвенционные, действующие на основе универсальных и региональных международных соглашений6. Компетенция и порядок формирования конвенциональных органов устанавливаются конвенциями по правам человека. Существенным моментом здесь является наличие у данных органов полномочий по контролю соблюдения государствами-участниками соответствующей конвенции. К конвенционным органам относятся: * Комитет по правам человека, * Комитет по ликвидации расовой дискриминации, * Комитет против пыток, * Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, * Комитет по правам ребенка, * Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Вышеуказанные комитеты представляют собой международные контрольные органы, их деятельность ориентирована, соответственно, на контроль за соблюдением международных конвенций по правам человека, составляющих существенный набор гарантий соблюдения государствами прав беженцев. Таким образом, источниками права беженцев служат являются универсальные и региональные международные договоры и соглашения по статусу беженцев и по правам человека, определяющие международно-правовой статус беженцев и закладывающие контрольные и иные международные органы, осуществляющие защиту прав беженцев; различные документы (регламенты, директивы, заключения и т.д.) международных организаций, определяющие структуру органов международной защиты и поддержки беженцев и служащие основой для международных обычаев и рекомендациями для национальных законодателей; решения региональных судов по правам человека, определяющие толкования региональных норм, затрагивающих, в том числе, статус беженцев. Что касается организационной структуры механизма международно-правовой защиты и поддержки беженцев, она состоит из существенного количества международных органов, прямо или косвенно задействованных в осуществлении защиты и поддержки беженцев. Центральное место среди этих органов занимает Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, координирующее деятельность остальных, как универсальных, так и региональных международных органов. ГЛАВА 2. СТАТУС БЕЖЕНЦА В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 2.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ СТАТУСА БЕЖЕНЦА Признание человека беженцем На основе определения беженца, данного в ст. 1 разд. А п. 2 Конвенции («положения о включении), можно выделить базовые универсальные критерии, которым должно отвечать лицо, претендующее на получение статуса беженца: 1) лицо, претендующее на статус беженца, должно иметь вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования 2) таковые преследования осуществляются в связи с признаком расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений 3) лицо, претендующее на статус беженца, должно находиться вне страны своей гражданской принадлежности 4) лицо, претендующее на статус беженца, должно не иметь возможности воспользоваться вследствие таких опасений или нежелания пользоваться защитой страны гражданской принадлежности 5) у лица, претендующего на статус беженца, должно отсутствовать определенное гражданство, оно должно находиться вне страны своего прежнего обычного места жительства. «Вполне обоснованные опасения» подразумевают субъективный (взгляд на события своей жизни, приведшие человека в ситуацию беженства) и объективные (документальные свидетельства, информация о стране происхождения и иные фактические данные) элементы. При определении, действительно ли вполне обоснованные опасения имеют место, все эти элементы должны быть приняты во внимание7. Проситель о статусе беженца должен подтвердить обоснованность своих опасений, доказав, что дальнейшее пребывание или возвращение в страну его происхождения поставят его в невыносимые условия по причинам, указанным в определении. При этом такое подтверждение может опираться не только на непосредственный опыт, но и на описание событий, имевших место в жизни других членов той же расовой или социальной группы (знакомые, члены семьи, дальние родственники, коллеги по работе и т.д.). Ключевым моментом здесь является подтверждение самой возможности того, что заявитель может стать жертвой аналогичных преследований. Подтверждению обоснованности опасений заявителя могут служить и законы или какие-либо иные нормативно-правовые акты страны происхождения. Здесь нужно отметить два основных варианта установления статуса беженца: индивидуальный и групповой. В первом случае, лицо, претендующее на получение статуса беженца, должно обосновать причины, по которым оно лично опасается стать жертвой преследований. Во втором случае, предполагающем наличие некоторых обстоятельств, обуславливающих перемещение значительных групп людей (например, в ситуациях вооруженных конфликтов в стране происхождения) и отсутствие возможности организовать индивидуальное определение, применяется «групповое определение»: каждый член такой перемещенной группы рассматривается prima facie («на первый взгляд», т.е. при отсутствии очевидности обратного) как беженец. В том, что касается критерия «обоснованных опасений», пока еще существует проблема, связанная с отсутствием дефиниции понятия «преследования», которая бы признавалась всеми субъектами института защиты прав беженцев. Такое определение можно вывести на основе ст. 33 Конвенции 1951 года: преследованием определенно является угроза жизни и свободе по причине расы, религии, национальности, политических убеждений или принадлежности к какой-либо социальной группе. Однако это не отменяет потребности в разработке и закреплении в рамках международного права дефиниции понятия «преследования». Так, в странах современного мира представители различных социальных, национальных, религиозных, расовых, этнических и политических групп по-прежнему сталкиваются с дифференцированными политикой государств и отношением иных субъектов, с дискриминацией в самых различных формах. Однако это не обязательно можно охарактеризовать как преследования. Сложности в определении соотношения дискриминации и преследования лежат, главным образом, в части ущемления прав и свобод. Так, отдельные меры могут наносить серьезный ущерб представителям определенных групп населения (например, препятствовать осуществлению прав отправлять религиозные обряды, получать образование, трудиться и т.д.), однако подобные меры могут быть связаны не с политикой преследований, а с проблемами в области государственного управления, экономическими затруднениями, объявлением чрезвычайного положения, или же, например, хоть и быть специальными дискриминационными мерами, но при этом не представлять угрозы жизни. Еще один существенный момент в определении преследования состоит в том, что необходимо отличать их от наказаний за обычные нарушения закона. Однако здесь возможна ситуация, когда судебное преследование за нарушение «общественного порядка» может быть обусловлено политической принадлежностью преследуемого лица. В этом случае такое заявитель может обоснованно претендовать на статус беженца. Наконец, следует отметить, что идентификация тех или иных событий как преследования и как основания для присвоения статуса беженца обычно соотносится с действиями государства. Так, преследования могут исходить как от государственной власти, так и от населения страны. В последнем случае, для признания «обоснованных опасений» необходимо либо терпимое отношение властей к преследованиям или их неспособность обеспечить защиту преследуемых лиц. Что касается основных видов преследований, дающих основания для присвоения статуса беженца, то к ним относятся преследования в связи с признаком расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. «Признак расы» предполагает, по сути, все виды этнических общностей. Зачастую преследования по расовому признаку связано с принадлежностью лиц к какой-либо социальной группе, члены которой объединены общим происхождением, составляющей меньшинство в населении данной страны «Национальный признак» подразумевает принадлежность преследуемых лиц к одной языковой или этнической группе, или имеющих гражданство определенной страны. Что касается «религиозного признака», то он предполагает принадлежность преследуемых лиц к той или иной религиозной конфессии. При этом, преследование по этому признаку может принимать различные формы – от запрета на членство в религиозных общинах, на исповедование религии, на отправление обрядов до принятия серьезных дискриминационных мер к лицам, принадлежащих к определенной религиозной общине или конфессии. Признак «определенной социальной группы» подразумевает лиц одинакового происхождения, привычек и социального статуса. Наконец, признак «политических убеждений» подразумевает как членство преследуемых лиц к определенным политическим организациям, партиям, движениям или же наличие политических убеждений, преследуемых на территории страны происхождения. Здесь стоит отметить, что само по себе расхождение в политических убеждениях индивида и правительства не может быть основанием для получения статуса беженца. Что касается отсутствия возможности воспользоваться защитой страны своего гражданства, нужно отметить, что этот критерий предполагает обстоятельства, не зависящие от воли претендента на статус беженца. К таковым относятся такие тяжелые обстоятельства (например, состояние войны), в которых страна гражданской принадлежности оказывается неспособной предоставить эффективную защиту. Наконец, критерий отсутствия определенного гражданства и нахождение вне страны своего прежнего обычного места жительства относится к беженцам без гражданства (апатридам), дополняет предыдущий относящийся к беженцам, имеющим гражданство. В случае с беженцами без гражданства «страна гражданской принадлежности» заменена «страной своего прежнего обычного местожительства», а выражение «не желает пользоваться защитой...» заменено словами «не желает вернуться в нее»8. Прекращение и отказ в присвоении статуса беженца Международная защита не должна предоставляться, если в этом больше нет необходимости или это больше не оправдано9. Исходя из этого принципа, статус беженца сохраняется до тех пор, пока он не подпадет под действие положений о прекращении, приведенных в п.п. 1-6 раздела С ст. 1 Конвенции 1951 г.: 1) добровольное возвращение под защиту страны своей гражданской принадлежности; 2) добровольное восстановление гражданства; 3) приобретение нового гражданства; 4) добровольное поселение в стране, где у него имелись опасения стать жертвой преследований; 5) возобновление возможности воспользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности; 6) возобновление возможности вернуться в страну своего прежнего обычного места жительства. Из приведенных, положения 1-4 предполагают прекращение статуса беженца по собственной инициативе лица, признанного беженцем. Два оставшихся предполагают прекращение международной защиты в связи с окончанием действия причин, повлекших обращение указанного лица за защитой (например, исчезли основания для опасений стать жертвой преследований). Помимо оснований для прекращения статуса беженца, Конвенция 1951 года содержит также и основания для отказа в предоставлении международной защиты определенным группам лиц, имеющих характеристики беженцев, приведенных в ст. 1 Конвенции. Таких исключенных групп три: 1) Лица, уже получившие защиту или помощь ООН (раздел D статьи 1), – к этой группе относятся те, кто уже получил помощь или защиту от существующих или существовавших ранее органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; 2) Лица, не признанные нуждающимися в международной защите (раздел Е статьи 1), – т.н. «национальные беженцы», т.е. лица, которые имеют основания для получения статуса беженца в понимании Конвенции 1951 г., но уже получившие определенную помощь и защиту, большую часть гражданских прав страны пребывания (но не формальное гражданство) 10; 3) Лица, не заслуживающие предоставления международной защиты (раздел F статьи 1), – лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, совершили тяжкое преступление вне страны, давшей им убежище, и до того как они были допущены в эту страну в качестве беженцев, виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН. 2.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ Права беженцев можно разделить на следующие группы: 1) специфические права беженцев, вытекающие из института международной защиты; 2) права, которыми беженцы пользуются наравне с гражданами страны-убежища; 3) права, которыми беженцы пользуются наравне с другими иностранными гражданами, законно находящиеся в стране пребывания. К первой группе относятся основные права, обеспечивающие международную защиту беженцев. Право искать убежище представляет собой одно из основополагающих прав человека. Оно закреплено в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Право на убежище базируется на принципе не высылки (non-refoulement), предполагающем запрет для государства высылать беженца за пределы своей границы, освобождение беженцев от наказания за незаконный въезд в страну (ст. 31-33 Конвенции 1951 г.). Однако и нахождение на территории чужого государства предполагает выполнение требования приобрести некий формальный статус, позволяющий либо законно оставаться в стране-убежище, либо законным путем перебраться в третью страну. Таким образом, лица, ищущие убежища, нуждаются: 1) в определении их статуса, основанном на справедливой и объективной процедуре, 2) в получении документов (в том числе проездных), действительных как в стране пребывания, так и в других странах11. Исходя из положений и духа Конвенции 1951 г. лицам, ищущим убежища, должен быть предоставлен доступ к справедливым и эффективным процедурам рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища. Государственные органы, уполномоченные принимать заявления таких лиц, как предполагается, должны оказывать полное содействие заявителю, в том числе предоставление переводчика и, разумеется, необходимое количество времени до рассмотрения их заявлений уполномоченным органом и получения решения, и временем на подачу апелляции в случае отказа. При этом, единственным исключением является случай, когда по первоначальному заявлению установлено, что оно «явно представляет собой злоупотребление соответствующим правом»12. Важным элементом в системе прав беженца является свобода от произвольного помещения в места заключения. Она предполагает недопущение заключения под стражу лица, ищущего убежища, как на момент подачи ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: